Информационный интернет-ресурс о жизни католиков в Вологодской области
e-mail: volcath@yandex.ru
Меню сайта

Архив записей

Facebook
VK
Посещаемость

· RSS 26.04.2018, 02:57

Главная » 2017 » Сентябрь » 4 » Послание Архиепископа Павла Пецци на начало Пастырского года (продолжение)
21:33
Послание Архиепископа Павла Пецци на начало Пастырского года (продолжение)

III. Нищета духа

Стремление исполнять волю Божию должно превратиться в нищету духа. Неслучайно заповедь «блаженны нищие духом» открывает список блаженств и связывает их воедино.

Любовь, происходящая из свободы

Апостол Павел в своём послании к Галатам следующим образом определяет цель, к которой устремлена наша свобода во Христе, наша ответственность: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал 5,13-14). Свобода во Христе не есть своеволие и безначалие, анархия, но ответственная жизнь, которую пробуждает в нас Дух.

И Дух Святой требовательнее Закона, ибо Он противопоставляет тёмным влечениям не только внешние запреты отдельных дурных деяний, но и внутренние положительные требования, качественно определяющие каждое действие человека; и важнейшее из этих требований то, которое было провозглашено уже в самом Законе и в котором заключается весь Божий Закон: люби Господа Бога всеми силами своей души и ближнего своего, как самого себя. Водимый Духом христианин сораспялся со Христом: он распял плоть свою с её страстями и вожделениями, и в нём расцветают благоуханнейшие добродетели: вера и благость, радость и мир, кротость и воздержание (ср. Брюссельская Библия, Краткое толкование).

«"Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин 15,12). Очевидно, что всякий раз, когда авторы Нового Завета хотят подытожить, свести христианское нравственное учение к самой сути, они приводят непреложное требование любви к ближнему: "Любящий другого исполнил закон... Итак, любовь есть исполнение закона" (Рим 13,8.10). Так, для святого Павла заповедь любви — не только суть закона, но само его сердце и смысл существования: "Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя" (Гал 5,14). Апостол народов, обращаясь к своим общинам, описывает христианскую жизнь как путь возрастания в любви: "Вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем" (1Фес 3,12). Святой Иаков призывает христиан исполнять "закон царский по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого" (2,8), чтобы не нарушить никакую заповедь» (EG 161).

Закон существования

Нищета духа побуждает нас интересоваться другими людьми, она воплощается в призыве «спешите делать добро» ? так великий «святой московский доктор» Фёдор Гааз выполнял эту заповедь блаженства в своей жизни. Наверно, все мы однажды пережили такой опыт: когда с нами происходит нечто прекрасное, радостное, мы чувствуем желание поделиться этим с другими людьми. И, напротив, если мы встречаем человека, которому трудно, плохо, то мы чувствуем в себе желание помочь ему чем-то, что у нас есть. Нищета духа как потребность для нас естественна, и действительно, она находится в нас ещё до того, как мы её осознаём. Это своего рода закон существования. Таков высший закон нашего бытия ? разделять жизнь других людей, делиться с другими. Всё это Иисус Христос сказал нам в Своей Нагорной проповеди. Словосочетание «бескорыстная любовь» или «служение милосердия» могут быть в полной мере поняты лишь в свете того факта, что Сын Божий из любви к нам не сделал нас богатыми, но напротив - сам стал нищим, как мы, разделив наше ничтожное существование.

Вслед за Христом встречать человека в его нужде

В этом смысле призыв к ответственности становится призывом идти, вслед за Христом, навстречу нуждающемуся человеку, обращаться к нуждающемуся, чтобы в нём с удивлением найти Самого живого Христа. Святой Августин говорил, что некоторым людям гораздо проще раздать все свои блага бедным, нежели самим стать нищими в Боге; а подобная нищета в Боге необходима, поскольку она выражает то, что в действительности составляет наше сердце, — нужду в Боге. «Мы обратили внимание, что на индивидуальном уровне в приходах есть служение милосердия (то есть стремление идти навстречу нуждающимся), но не хватает общего, общинного служения. Если предлагать молодёжи служение милосердия, она с удовольствием участвует в этом. От нас, священников, требуется не просто приглашать, а делать самим и показывать: идите за нами» (V общеепархиальная пастырская конференция, 08.06.2017, работа в группах).

Святой Иаков в своём послании говорит: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак 2,14-17). «Надо учить наших прихожан уметь совмещать Слово Божие с хлебом насущным. Служение милосердия помогает делать веру живой. Иначе вера становится индивидуальной и эгоистичной» (V общеепархиальная пастырская конференция, 08.06.2017, работа в группах).

Служение милосердия — это не просто благотворительность. Прежде всего «милосердие есть встреча с Христом в самых слабых среди нас. Это встреча, которая должна изменить жизнь человека, сделать её лучше и ближе к Богу. Очень важно воспитывать в наших прихожанах желание самопожертвования, даже на самом простом уровне, например, призывать их жертвовать свои силы и время на уборку приходского храма» (V общеепархиальная пастырская конференция, 08.06.2017, работа в группах). Естественно, что нельзя рассматривать служение милосердия как формальность, исполняемую для успокоения совести.

Служение милосердия должно быть предложено всей общине. Каждый должен почувствовать, понять, что предложение еженедельно или, как минимум, ежемесячно бескорыстно отдавать какую-то часть свободного времени обращено именно к нему, к его свободе. Каждый верующий должен это чувствовать. Если он говорит: «нет, я не хочу» — таково его решение. Но, по крайней мере, он должен свободно принять это решение. Но часто наши верующие просто не замечают, что мы обращаемся к их свободе, и даже не имеют возможности сказать ни да, ни нет.

Дела милосердия должны научить нас так строить свою повседневную жизнь, чтобы встречать бедных и разделять с ними то, что у нас есть, становилось для нас нормальным образом жизни. Бескорыстная любовь, отдающая себя другим, — это проверка подлинности Евангелия в нашей жизни. Служение милосердия искусственно, если оно не исходит из нашего стремления жить Священным Писанием.

В связи с этим вернусь к необходимости расширять работу библейских кружков в наших приходах и воспринимать каритативную деятельность как продолжение нашего стремления жить Евангелием. «Стоит больше учить читать Библию, чем читать про Библию. Это же касается и молитвы: лучше опыта ничего нет. Читать Писание вместе с людьми — это лучше, чем объяснять его». Это приглашение разделить с другими свой опыт переживания Евангелия. Мы должны заниматься служением милосердия для того, чтобы стиль жизни, основанный на таком разделении жизни с другими, стал нормальным.

Если мы живем так, это помогает преодолеть пессимизм, и даже цинизм, которые мы, увы, часто замечаем в наших общинах. «Необходимо, чтобы служением милосердия занимался не только священник, но вся община, чтобы было ясно видно, что это дело всей общины. При этом очень важно, чтобы община сначала научилась помогать людям в своей среде. Это воспитывает у людей умение видеть людей, которые нуждаются, воспитывает их в этом служении милосердия. И только потом можно выходить за пределы прихода с делами милосердия. Тогда люди, которые получат эту помощь, придут уже не в ту общину, которая финансирует и раздаёт помощь, но в ту, которая учит любить и помогать» (ср. V общеепархиальная пастырская конференция, 08.06.2017, работа в группах).

Подлинный ученик Иисуса

Жизнь подлинного ученика Иисуса выражается в братстве и солидарности, которые соответствуют словам Учителя: бедный будет царствовать; нищета духа — это способ, позволяющий уже в этой жизни начинать царствовать со Христом (ср. Иак 2,5). Кто такой нищий духом? Тот, кому нечего защищать, кроме своей собственной жажды, своего ожидания, что он всё получит из рук Божиих. Таким образом, нищий духом весь обращён к Господу, горит стремлением ответить на любовь Божию.

Нищий духом — это не пассивный человек, но активный и свободный. Поэтому Иисус называет нищих духом блаженными (ср. Мф 5,3-12). Нищета духа означает возвращение к корням Евангелия. Нищета духа позволяет нам быть более ответственными по отношению к нашей личной жизни и к жизни общества, помогает нам правильно использовать блага этого мира ради миссии, которую Бог поручает каждому из нас, нищета позволяет нам строить отношения в подлинной любви, без претензии на обладание, без эгоизма (ср. ККЦ 25-45). Нищета освобождает нас от искушения жить духом мира сего, позволяет не считать деньги, карьеру, успех, роскошь необходимым условием счастья. Святой Франциск не идеализировал нищету — он видел в ней нормальный образ жизни христианина, норму человеческого пути, потому что путь земной жизни введёт к счастью в той мере, в какой мы воспринимаем его как путь постоянного и постепенно укрепляющегося подражания Христу. Подражание Христу — это нормальная жизнь христианина. Нищете сопутствует смирение, малость. И это не значит недооценивать себя или относиться к себе пренебрежительно. Быть смиренными значит не считать себя уже сытыми, уже богатыми, чтобы, таким образом, позволить Христу наполнить нас Своей любовью. А любовь не позволяет нам обманываться: кто хочет любить той любовью Христовой, которой любим он сам (ср. 1Ин 3,16; 4,10-19), должен смотреть бедным в глаза, обнимать их, дать им почувствовать тепло любви, открывающей тёмную комнату одиночества. Итак, пойдём навстречу бедным: не потому, что мы уже знаем, что нищий есть Иисус, а чтобы вновь открыть, что нуждающийся перед нами есть Иисус (ср. Франциск, Обращение к Первому Дню Бедных, 13.06.2017).

Вот почему мы призваны, стремясь подражать Христу, быть на стороне тех, кто всеми силами ищет счастья. Через нашу молитву и служение мы являемся защитниками тех, кто ищет Бога и идёт к Нему. Мы свидетельствуем о надежде, которая, в ответ на всякое отчаяние — молчаливое или демонстративное — напоминает о верности Бога человеку и о Его постоянном любящем внимании к нам. Мы должны быть на стороне всех тех, чья спина согнута под бременем судьбы и кому не удаётся избавиться от этого груза. Мы призваны свидетельствовать о той любви, которая излилась в нас Духом Святым и которая поддерживает надежду людей, побеждая отчаяние, уныние, смертельную усталость. Мы на стороне тех, кто никогда не чувствовал себя любимым, кому больше не удаётся верить в жизнь. Так мы призваны противостоять многочисленным проявлениям скрытой или явной несправедливости и презрения к человеку.

Дорогие братья и сёстры!

Наша великая Защитница и Матерь Мария да возьмёт под свой покров всех нас и все наши начинания. Да поддерживает Она наше искреннее намерение решительно идти по пути от сохранения веры к проповеди, навстречу нуждающемуся ближнему. Да ходатайствует Она за нас перед своим Сыном, нашим Господом Иисусом Христом. И пусть молитва Розария станет нашим ежедневным обращением к Богу через Богородицу, чтобы в Ней мы обрели защиту и смогли ответить на Её призыв, побуждающий нас выйти в мир навстречу Её Сыну.

Об этом я хочу вновь просить словами молитвы великого иезуита отца Леонтия Де Гранмезона:

Святая Мария, Матерь Божья,
храни во мне сердце ребёнка,
чистое и прозрачное, как родниковая вода.
Даруй мне простое сердце,
что не замыкается в себе, смакуя свои печали,
сердце, великодушное в приношении,
склонное к состраданию,
сердце верное и щедрое,
которое не забывает добра
и ни на какое зло не таит обиду.
Сотвори во мне сердце кроткое и смиренное,
которое любит, не требуя любви взамен,
радо растворяться в других сердцах,
жертвуя себя перед Твоим Сыном Божиим;
сердце великое и неукротимое,
такое, чтобы никакая неблагодарность
не могла бы замкнуть его в себе
и никакое равнодушие не утомило бы его,
сердце, истерзанное во славу Христа,
раненное Его любовью,
и да заживёт его рана на небе.

Аминь.

Примите моё благословение на предстоящий пастырский год — во имя † Отца, и † Сына, и † Святого Духа.

† Архиепископ Павел Пецци

Из Москвы, 15 августа 2017 г.,
в Торжество Успения Пресвятой

Опубликовано на сайте Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве

Просмотров: 85 | Добавил: volcath