Информационный интернет-ресурс о жизни католиков в Вологодской области
e-mail: volcath@yandex.ru
Меню сайта

Архив записей

Facebook
VK
Посещаемость

· RSS 17.11.2018, 00:16

Главная » 2018 » Февраль » 9 » 29 января / 11 февраля. Неделя мясопустная, о Страшном суде
15:47
29 января / 11 февраля. Неделя мясопустная, о Страшном суде

Когда Ты сядешь, Судия, весь мир судить, То удостой меня услышать глас Твой: Приидите, <благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира> (Синаксарь в неделю мясопустную, о Страшном Суде).

В этот день также празднуется память в честь перенесения мощей сщмч. Игнатия Богоносца, епископа (107).

Да веселится всё небесное, / да радуется всё земное, / ибо явил могущество руки Своей Господь: / попрал смертию смерть, / сделался первенцем из мёртвых, / из чрева ада избавил нас / и даровал миру великую милость (Тропарь воскресный, глас 3).

Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный / и вывел нас из врат смерти. / В сей день Адам ликует и радуется Ева, / а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно / божественную мощь власти Твоей (Кондак воскресный, глас 3).

Когда придёшь Ты, Боже, на землю со славою / весь мир затрепещет; / река огненная течёт пред Престолом Суда, / книги открываются и тайны объявляются. / Тогда избавь меня от огня неугасимого / и удостой меня стать справа от Тебя, / Судия праведнейший (Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1).

И нравам Апостольским сопричастником / и престола их наследником став, / делами ты, богодухновенный, / восхождения к созерцанию достиг; / потому слово истины право возвещая, / ты за веру пострадал до крови, / священномученик Игнатий, / ходатайствуй пред Христом Богом / о спасении душ наших (Тропарь сщмч. Игнатию Богоносцу, глас 4).

Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая её Неделя называются мясопустными по той причине, что ими завершается период вкушения мяса. Само воскресенье называют также «мясопуст» (греч.: отпуст мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, ибо на Литургии читается соответствующее Евангелие (Мф 25, 31-46).

В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере. Церковь поминает «от века мертвых, всех верою поживших благочестно, и усопших благочестно или в пустынях, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте от Адама даже и до днесь, послужившия Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребии светлем, и достойным быти Царствия Его»...

Шиманский Г.И. Литургика. Раздел 13. Подготовительные недели Великого поста. Седмица и Неделя мясопустные.

Послание к Коринфянам, зач. 140
1 Кор 8, 8 – 9, 2

Братья, пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли ничего не теряем. Смотрите же, как бы это ваше право не стало преткновением для немощных. Ведь если кто увидит, что ты, имеющий знание, возлежишь в капище, то совесть его, как немощного, не склонится ли к вкушению идоложертвенного? И погибнет от твоего знания немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая так против братьев и нанося удар немощной совести их, вы грешите против Христа. Потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Разве я не Апостол? Разве я не свободен? Разве я не видел Иисуса Христа, Господа нашего? Разве не моё дело – вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас – Апостол: ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

Евангелие от Матфея, зач. 106
Мф 25, 31-46

Сказал Господь: Когда придет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет Он на престоле славы Своей, и будут собраны перед Ним все народы; и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, козлов же – по левую. Тогда скажет Царь тем, кто справа от Него: «Придите, благословенные Отца Моего! Наследуйте Царство, уготованное вам от основания мира. Ибо голоден был Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; странником был, и вы приняли Меня; наг, и вы одели Меня; болен был, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда же мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда же мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: то, что вы сделали для одного из этих братьев Моих меньших, вы для Меня сделали». Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо голоден был Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; странником был, и не приняли Меня; наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда Он скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: то, что вы не сделали для одного из этих меньших, вы и для Меня не сделали». И пойдут они в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную.

Размышление

Мы не можем пренебречь словами Господа: на их основе мы будем судимы. Накормили ли мы голодного, напоили жаждущего? Оказали гостеприимство чужеземцу, одели нагого? Нашли время навестить больного и заключённого (ср. Мф 25, 31-45)? И таким же образом спросится с нас, помогли ли мы преодолеть сомнение, повергающее в страх и часто обрекающее на одиночество? Сумели победить невежество, в котором живут миллионы людей, особенно дети, лишённые необходимой помощи и потому не могущие выбраться из нищеты? Были рядом с одиноким и удручённым? Простили своих обидчиков, отвергли всякую злобу и ненависть, приводящую к насилию? Проявили терпение по примеру Бога, столь терпеливого с нами? Вверили Господу в молитве своих братьев и сестёр? В каждом из этих «меньших» присутствует сам Христос. Его плоть снова становится видимой: истерзанное, израненное, избитое, истощённое тело беглеца... Мы должны Его узнать, прикоснуться к Нему, позаботиться о Нём. Не будем забывать, что сказал св. Иоанн Креста: «На закате жизни мы будем судимы по тому, как любили».

Папа Франциск, Misericordiae vultus (Лик милосердия), 15.

Просмотров: 103 | Добавил: admin