Информационный интернет-ресурс о жизни католиков в Вологодской области
e-mail: volcath@yandex.ru
Меню сайта

Архив записей

Facebook
VK
Посещаемость

· RSS 17.11.2018, 00:16

Главная » 2018 » Март » 24 » 25 марта. Вербное воскресенье. Воспоминание входа Господня в Иерусалим
17:04
25 марта. Вербное воскресенье. Воспоминание входа Господня в Иерусалим

Осанна Сыну Давидову! * Благословен Грядущий во имя Господне. Царь Израилев! * Осанна в вышних! (ср. Мф 21, 9).

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье (Dominica in Palmis de passione Domini — Пальмовое воскресенье Страстей Господних; старославянское название Неделя ваий, т.е. Воскресенье пальмовых ветвей) — праздник, открывающий Страстную неделю и посвящённый воспоминанию входа Иисуса Христа в Иерусалим (Мф 21, 1-11; Мк 11, 1-11; Лк 19, 29-44; Ин 12, 12-19). Литургия праздника выражает мессианскую славу Иисуса Христа, неотделимую от Его страданий и смерти.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования её идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нём Царя, который пришёл освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречётся», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением. Восточная Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати» (Кондак, глас 6).

В латинском обряде праздничной мессе Вербного воскресенья предшествует процессия с ветвями, начинающаяся вне храма: после благословения ветвей и евангельского чтения о входе Господа в Иерусалим она движется к церкви. Вначале в этой процессии использовались пальмовые и оливковые ветви, в северных странах — ветви более доступных деревьев (у большинства славянских народов ветви вербы — едва ли не единственного дерева, распускающегося к этому времени), а также букеты из трав и цветов (откуда бытовавшее у многих народов в прошлом название праздника «Цветочное воскресенье» (лат. Dominica florida, англ. Flower Sunday, нем. Blumensonntag). В некоторых странах существует обычай постилать ветви на пути процессии. В ходе самой мессы читается описание Страстей Господних по одному из cиноптических Евангелий: согласно традиции это могут делать несколько человек по ролям.

Процессия Вербного воскресенья воспроизводит торжественный вход Иисуса в Иерусалим и восходит к литургической практике Иерусалимской Церкви IV века, когда народ во главе с епископом собирался на горе Елеонской и после ряда гимнов, антифонов, молитв и чтений из Библии, завершаемых евангельским описанием входа в Иерусалим, спускался в город, держа ветви и продолжая петь гимны и псалмы с рефреном: «Благословен грядущий во имя Господне». В V—VI веках этот обряд переняли другие Церкви Востока, в частности Константинопольская. Первые упоминания о его проникновении на Запад относятся к VII веку. Со временем появился обряд благословения ветвей, предваряющий процессию. Впервые этот обряд зафиксирован на Западе в римско-германском понтификале X века; в нём уже встречается гимн Теодульфа «Gloria, laus et honor» (Слава, хвала и честь), исполняемый по сей день.

В Средние века в западных странах были распространены обычаи нести во главе процессии книгу Евангелия, крест, Святые Дары (в Англии и Нормандии), деревянное изваяние осла, на котором устанавливалась статуя Христа (в Германии). В Милане Христа символически представлял архиепископ на коне; красочный обряд «шествия на осляти» на Вербное воскресенье существовал и в допетровской Руси: сам царь вёл под уздцы коня, на котором восседал патриарх.

Этот праздничный день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим.

Источники:

Католическая энциклопедия. Том I. – М.: Издательство Францисканцев, 2002. с.930-932.

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. – Православие.Ru

Чтение книги пророка Исаии
Ис 50, 4-7

Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.

Ответный псалом
Пс 21 (22), 8-9. 17-20. 23-24

Припев: Боже мой, Боже, не оставь меня.

Все, видящие меня, ругаются надо мною; * говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, * пусть спасёт, если он угоден Ему».

Ибо псы окружили меня; * скопище злых обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои. * Можно было бы перечесть все кости мои.

Делят ризы мои между собою, * и об одежде моей бросают жребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; * сила моя! поспеши на помощь мне.

Буду возвещать имя Твоё братьям моим, * посреди собрания восхвалять Тебя. Боящиеся Господа! восхвалите Его. * Всё семя Иакова! прославь Его.

Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам
Флп 2, 6-11

Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Чтение святого Евангелия от Марка
Мк 11, 1-10

Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдёте привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: «что вы это делаете?», отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлёт его сюда. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете ослёнка? Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их. И привели ослёнка к Иисусу, и возложили на него одежды свои. Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!

Размышление

Молитва верных

Возлюбленные братья и сёстры, Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы никто из верующих в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Посему смиренно воззовём:

Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей.

1. Отче, ради Сына Твоего, принявшего Крест во искупление мира, даруй через Церковь спасение всем народам и племенам.

2. Отче, ради Сына Твоего, соделавшегося жертвенным Агнцем, дабы примирить с Тобою мир, помилуй всех неверующих и направь их на путь спасения.

3. Отче, ради Сына Твоего, ставшего послушным Тебе до смерти крестной, научи смирению и послушанию верных Твоих.

4. Отче, ради Сына Твоего, страдавшего из-за предательства учеников Своих, даруй обращение вероотступникам и врагам Церкви.

5. Отче, ради Сына Твоего, даровавшего нам усыновление детей Божиих, пробуди в нас чувство братской любви.

Боже милосердный, из любви к нам Сын Твой вступил на путь страданий; услышь молитвы наши и соделай нас способными в любых испытаниях самоотверженно служить Тебе. Через Христа, Господа нашего.

Просмотров: 76 | Добавил: volcath